
На исторической сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля по роману Достоевского «Идиот» в постановке Владислава Наставшева. Это его третье обращение к роману. В студенческие годы он репетировал роль князя Мышкина, когда учился на актёрском отделении ЛГИТМИКа. Затем, 10 лет спустя, поставил «Идиота» в Риге. И вот теперь – новая работа на сцене театра Вахтангова, тем неожиданная, что режиссёр не стал выводить на сцену многочисленных персонажей романа, оставив всего четверых – князя Мышкина (Константин Белошапка), Настасью Филипповну (заслуженная артистка России Анна Дубровская), Парфена Рогожина (Павел Юдин) и Аглаю Епанчину (Полина Рафеева). Вот такая замечательная команда. Замечательная тем ещё, что в спектакле нет главного героя, как предполагает роман, здесь все четыре персонажа – главные, и взаимоотношения между ними особенные.
Хорошо известный роман, тем более экранизированный и не единожды поставленный на сценах театра (в театре Вахтангова его представили второй раз), казалось бы, чем новым может удивить? Но нет, у каждого режиссёра и актёра своё прочтение, как собственно романа, так и роли. Поэтому нет смысла сравнивать Настасью Филипповну в исполнении блистательной Юлии Борисовой или не менее замечательной Людмилы Максаковой с нынешней Анной Дубровской – профессиональной сильной актрисой, живой и искренней в каждом жесте.
Но если успех Анны в этой роли был для большинства предсказуем, то Павел Юдин в роли Парфена Рогожина – настоящее открытие. До этой работы артист не имел больших ролей, а на историческую сцену и вовсе выходил лишь в «Царе Эдипе», и то без слов. Зато теперь его роль так многословна и многослойна, сыграна с таким неистовством и страстью, что хочется сказать «Браво!», и выразить надежду, что у артиста после этой работы будут другие, не менее интересные предложения. Юдин умеет так посмотреть, так отразить боль, страх и полное опустошение, что выматывает этим не только себя (спектакль эмоционально очень затратный), но и зрителя. Через каждого из героев проходит высочайшая нервная энергия.
«Мы хотим показать живых людей, в которых живёт затаенная боль, у каждого своя. Они беспомощны, всё время ошибаются, и это доводит их до какого-то безумия, – рассказывает актёр Павел Юдин.
И это безумие артисты передают так резко, так исступлённо, что у зрителя порой не хватает собственных душевных сил на это смотреть. У Достоевского только князь Мышкин выписан как душевно больной человек, приехавший из Швейцарии в Россию, где проходил длительное лечение. Но когда смотришь на поведение и поступки других персонажей, начинаешь думать о том, что у них тоже больное сознание, душевный надлом, справиться с которым они не в силах. Потому и мечутся, страдают, ненавидят, идут вразнос…

«Режиссёр Вячеслав Наставшев – настоящий художник, – делится впечатлениями от работы с ним Анна Дубровская. – Он взялся за мощное философское произведение, и нам интересно было отправиться с ним в это путешествие, стать его полноправными попутчиками. Но до такого режиссёра, как он, надо ещё дорасти».
На пресс-конференции после показа спектакля артисты признались, что этот спектакль для них – серьёзный вызов. Что отдают себя в нём полностью, честно, выворачивают наизнанку себя и душу. И какое счастье, когда зритель в зале слышит их душевные вибрации, реагирует на их эмоции, сопереживает. И делает для себя открытия – как страшно и как интересно опуститься на самое глубокое дно – внутрь себя, и справиться с тем, какие откровения к ним приходят.
Наталья Анохина