Эта детская театральная студия недавно отметила первый юбилей – 5 лет. Симпатичная дата, равная возрасту тех, кто впервые приходит на занятия. Попасть сюда сродни маленькому волшебству, ведь организована студия не где-нибудь, а в стенах Малого театра, на его Исторической сцене. И заниматься в этой студии может практически каждый ребёнок. Было бы желание.

Знаменательно, что руководит студией Александра Соломина – внучка народного артиста СССР Юрия Соломина, 35 лет возглавлявшего Малый театр. Александра Юрьевна – заместитель директора по специальным и детским театральным проектам. Один из них – создание при театре детской театральной студии…

– Александра, по сути, вы создали ещё один маленький театр внутри большого. Как родилась идея?

– Она зрела давно, и только в 2019 году её удалось реализовать. На Исторической сцене театра были созданы две небольшие группы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы понимали, что нужно растить новую аудиторию зрителей, и эта аудитория должна быть просвещённой. Юрий Мефодьевич Соломин благословил наше начинание. К нему подключились наши артисты, которые выступили в роли преподавателей. Мне кажется, что артисты в отчасти сами, как дети, быстро находят с ребятами общий язык.

Для меня это очень важный проект. Как ребёнок, выросший за кулисами Малого театра, я знаю, насколько эта атмосфера благотворно влияет на маленькую личность, её развитие, восприятие и воспитание. Малый театр – это классическая академическая школа с многовековыми традициями. Здесь есть, чем учиться и что перенять. Наверное, поэтому число наших учеников растёт. Мы начинали нашу студию с двух групп для маленьких, но скоро поняли, что наше дело востребовано, и набрали ещё две группы для старших.

– И сколько сегодня групп?

Пять: две дошкольные, одна средняя (для детей до 10 лет) и две старшие (от 11 до 14 лет), где занимаются подростки. В каждой группе 20-25 человек. К созданию старшей группы нас подтолкнули сами ученики, которые, закончив учёбу в младших группах, уходить из студии не хотели. А мы, как говорил Лис в «Маленьком принце», несём ответственность за тех, кого приручаем.

Радует и тот факт, что ребята, которые занимаются у нас не один год, приводят за собой младших сестёр и братьев. Потом они вместе с родителями начинают ходить в театр на спектакли, таким образом, создаётся целое семейное сообщество.

– Какой критерий отбора в театральную студию?

– В младшие группы к нам приходят по системе пробных уроков. Мы смотрим, насколько дети контактные, насколько готовы коммуницировать в коллективе. Для занятий в средней группе можем попросить прочитать стихотворение или небольшой отрывок из прозаического произведения. Но главный критерий отбора – желание ребёнка, его рвение, его горящий глаз.

– Какие предметы преподают в вашей студии?

– Классическую хореографию, сценическую речь, мастерство актёра. Есть дети, которые уже выходят на сцену Малого театра. У нас большой репертуар детских спектаклей, таких, как «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Золушка», «Подснежники для королевы», и так далее. Есть ребята, которые заняты и во взрослых постановках. Также обязательно в конце года каждая группа показывает отчётный урок. Наша задача – помочь ребятам реализовать себя, дать профессиональные актёрские навыки, умение преподнести себя. Это всегда пригодится в жизни – независимо от того, какую профессию дети выберут в будущем.

– Предвижу вопросы читателей о том, как и когда можно стать студийцем вашей театральной школы?

– Подписывайтесь на соцсети Малого театра, заходите на наш сайт, там выкладывается вся информация, в том числе, о сроках приёма в театральную студию. Тут главное – не опоздать (улыбается).

– Ваша школа действует шестой год. Кто-то из ребят пробовал поступать в театральный вуз?

– В позапрошлом году наша выпускница поступила в Щепкинское театральное училище, в прошлом году ещё одна девочка стала студенткой Школы-студии МХАТ. Но мы не хотим превратиться в конвейер, поставляющий кадры в театральные вузы. Другое дело, что, если кто-то из ребят выберет актёрскую профессию, он будет иметь о ней представление.

– В вашей студии есть ещё один важный проект – действующая группа для детей с ограничениями слуха. Как возникло это взаимодействие?

– Группа для слабослышащих детей была создана по инициативе Юрия Мефодьевича Соломина и директора театра Тамары Анатольевны Михайловой. Так случилась дружба с национальным центром оториноларингологии, который занимается слухопротезированием, и таким образом возвращает детей в мир, полный звуков. Конечно, поначалу было непросто – как это будет происходить, многое делали интуитивно. Тем не менее, всё получилось. Мы работаем вместе с логопедами, дефектологами, другими специалистами по специальной адаптированной программе, благодаря которой детей фактически учат говорить заново. Когда они осваивают язык, начинают хорошо разговаривать, мы переводим их в общую группу, где они занимаются наравне с другими. Мы уже выпустили методическое пособие, которое будем распространять по другим регионам. Хочется поделиться опытом.

– У вас и лекции есть интересные, например, «Театр – это город удивительных профессий»…

– Этот проект носит просветительский характер. Мы разработали его вместе с руководителем музейно-информационного центра театра Татьяной Юрьевной Крупенниковой, читаем лекции в разных школах, рассказывая о том, что в театре работает много цехов и людей, любой человек может найти себе здесь применение – от гримёра до костюмера. Театр – это целый мир, в котором на единый результат работают артисты, художники по костюмам, художники по декорациям, осветители, инженеры, технологи, звукорежиссёры, монтировщики сцены, и так далее. В театре все профессии нужны и важны. Это нужно доносить до людей, потому что кадровый вопрос остаётся актуальным во всех сферах, в нашей, в том числе.

– Александра, наверняка, о чём мечтается. О чём именно?

– Хочется придумать некое мероприятие, где бы мы демонстрировали результаты наших одарённых детей, самых работоспособных, заряженных на результат. Это бы очень их стимулировало. Есть и другая мечта: иногда представляю, как на обложке какого-нибудь журнала появляется портрет нашего выпускника. Он даёт интервью и рассказывает о том, что его детство прошло в стенах Малого театра, откуда начинался его путь в профессию. Это дорогого стоит.

интервью подготовила Наталья Анохина, фото из архива детской театральной студии