В Коломне на сцене культурного центра «Лига» в рамках XXIV Рождественского фестиваля народной музыки и театра «Вертеп» 8 января состоялся драматический кукольный спектакль «Мальчик у Христа на ёлке» по мотивам одноименного произведения Ф. М. Достоевского, написанного в 1876 году. Режиссёром выступил многократный номинант и лауреат фестиваля «Золотая маска» Виктор Никоненко. Главные роли исполнили Иван Чабанов и Татьяна Куликовская.

«Очень хотелось прикоснуться к творчеству такого гения. Попробовать перенести его исключительность и особенность метода на подмостки театра кукол. «Мальчик у Христа на ёлке» это произведение фантастического жанра было давнейшей нашей мечтой о воплощении на сцене. Невероятная сложность заключалась в том, чтобы не проиллюстрировать, а занырнуть, как говорится, с головой в произведение, полностью погрузиться, раствориться в материале, стать транслятором, частью происходящего в рассказе и на сцене», — рассказал художественный руководитель Московского Нового театра кукол Иван Чабанов.

«Работа над любой ролью лёгкой не бывает, а в кукольном мире это ещё более сложный и скурпулёзный процесс, ведь кукла в конце концов должна превратиться в живое существо со своими мыслями, желаниями, эмоциями. И это гораздо сложнее, чем сыграть самому», — поделилась актриса театра и кино Татьяна Куликовская.

Каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее, благороднее. Он должен всего лишь приложить немного усилий, не устраняться. Именно так считал Ф. М. Достоевский, утверждая, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, он несёт ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.

«Фёдор Михайлович Достоевский редкий автор в репертуаре театра кукол ввиду невероятной сложности, глубины, особенности его творческого метода. Критики и современники Достоевского вообще не считали его реалистом. Они утверждали, что Достоевский романтик. В лучшем случае, романтик-романист. Что главные герои и их поступки, совершённые под влиянием смутных эмоций и инстинктов, являются загадкой, которую непременно нужно разгадать. А на первое место выходит сфера подсознания человека, его фантастические, роковые страсти и события», — отметил художественный руководитель театра кукол Чабанов.

На протяжении сорока пяти минут зрителю предстояло погрузиться в короткую и трагическую историю жизни маленького мальчика, у которого не было практически ничего, даже имени. История о страданиях ребёнка в жестоком мире взрослых, увы, актуальна и сегодня. Тема, прозвучавшая в спектакле, заставляет задуматься о милосердии, сострадании и чуткости по отношению друг к другу.

«Достоевского я открыла для себя ещё в школе, и, как ни странно, в отличие от многих моих сверстников, в то время меня не пугало, а наоборот, притягивало, как Фёдор Михайлович рассказывал свои истории, без прикрас, с той долей мрачности и неотвратимости происходящего, это невольно вызывало желание всё изменить, исправить! Может, как раз этого Достоевский и хотел?» — добавила исполнительница одной из главных ролей в спектакле Куликовская.

текст и фото: Елена Локтева.